Правовые основы экологического страхования

Экологическое страхование является одной из правовая мер охраны окружающей среды и представляет собой разновидность страхования, регулируемого Законом РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 (в ред. от 10.12.2003 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Общие положения об экологическом страховании содержатся в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 18).

В ст. 2 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" дано правовое определение понятия "страхование". В соответствии с ним страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Государственный надзор за страховой деятельностью в России осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, а также для эффективного развития рынка страховых услуг

- защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Основными участниками страховых отношений являются:

- страхователи - юридические и дееспособные физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования;

- страховщики - юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензию на осуществление страхования соответствующего вида;

- страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии со своими полномочиями;

- страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя или страховщика.

Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, формирующаяся исходя из предложения и спроса, где объектом купли-продажи является такой товар, как страховая услуга.

Одной из основных особенностей страхования является вероятностный характер отношений, поскольку невозможно предугадать, когда наступит страховой случай и каков будет размер причиненных убытков. Именно эта особенность и определила порядок возмещения материального вреда путем распределения его на солидарной основе между отдельными заинтересованными собственниками.

У страхования есть и другие отличительные черты, в частности возвратность средств - страховые платежи после их объединения в страховой фонд подлежат выплате страхователям за вычетом расходов за услуги страховой компании, а также целевое использование создаваемого фонда (расходование страховых средств осуществляется в строго определенных случаях, обусловленных условиями договора страхования).



В подтверждение заключенного договора страхователь получает страховое свидетельство (полис) с приложением правил страхования, утором содержатся перечень страховых рисков, размер страховой мы и страховой премии, порядок изменения и прекращения действия договора и другие условия, регулирующие правовые отношения сторон. При заключении договоров страхователи могут назначать физических или юридических лиц для получения страховых премий. Кроме того, страхователи имеют право заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу застрахованных.

Страхование выполняет следующие функции (1):

- предупредительную - страховые компании могут использовать временно свободные средства страхователей, например на профилактические мероприятия, для инвестирования в промышленность, социально-экономические, экологические и другие

программы и т.д.;

- восстановительную (защитную) - при наступлении страхового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных юридическими и физическими лицами;

- сберегательную - при использовании страхования как средств зашиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых взносов;

- контрольную - страховые платежи собираются в страховом фонда строго определенные цели и используются также в строго обусловленных случаях и строго определенным кругом лиц.



Страхование классифицируется по двум направлениям: по объектам страхования и по роду опасностей.

Статья 4 Закона «Об организации страхового дела» определяет, что объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные:

- с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

- с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

- с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

В свою очередь, эти три отрасли страхования подразделяются на множество видов.

Согласно ст. 18 Закона "Об охране окружающей среды" экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Обязательное экологическое страхование представляет собой осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повышенной опасности для

окружающей среды, за причинение вреда гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на природные объекты вследствие аварий и техногенных катастроф на указанных предприятиях, и в результате воздействия загрязненных природных объектов на население и территории.

Обязательное экологическое страхование предусмотрено, в частности, Федеральным законом от 21.11.95 г. № 170-ФЗ (в ред. От 11.11.2003 г.) "Об использовании атомной энергии". В соответствии со ст. 18 Закона определенный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

Кроме того, к обязательному экологическому страхованию можно отнести страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Согласно ст.15 Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г.) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае производственной аварии.

Приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233 был закреплен порядок проведения эксперимента по развитию экологи ческого страхования в 15 регионах России.

Основным документом в области добровольного экологического страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией в 1992 г.

В экологическом страховании объектом страхования выступает риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении вреда за загрязнение земельных угодий, водносреды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым событием является случай - внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

В Типовом положении определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности. Это события:

- прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий;

- вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;

- связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности;

- вызванные нарушением законов и других нормативных актов;

- связанные с управлением производством персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;

- некоторые другие страховые события.

Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и

страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей его реквизиты. На основании предъявленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи.

Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей

страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. При заключении договора экологического страхования

страховщик производит непосредственный осмотр предприятия. Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза).

Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат как по одному иску, так и по серии исков, вытекающих из одного страхового случая. Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном рядке.

Страховое возмещение включает в себя:

- компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

- сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

- расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика;

- расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;

- связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика. Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются. Это убытки:

- связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды;

- причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе);

- связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;

- штрафы, неустойки и т.п.;

- ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя.

В целях регулирования экологического страхования субъекты Федерации могут принимать соответствующие нормативные правовые акты (см., например, постановление губернатора Московской области от 16 января 1998 г. № 10-ПГ "О координационном совете по страхованию ответственности организаций - источников повышенной экологической и радиационной опасности за загрязнение окружающей природной среды в Московской области").

15 вопрос. Экономико – правовой механизм охраны окружающей среды

Экономический механизм охраны окружающей природной среды выражается в том, что наряду с административно-правовыми средствами воздействия в него включаются экономические средства и методы, которые стимулируют субъектов природопользования к рациональному и бережному отношению к природе. Для решения данной задачи определено следующее:

1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

3. установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

4. предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

5. возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Целью механизма финансирования природопользования является развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования данной на природоохранные цели: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты.

Помимо основных источников финансирования, существуют и внебюджетные дополнительные источники поступления денежных средств на природоохранные цели. Ими являются внебюджетные экологические фонды. Такие фонды создаются в РФ, республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах, районах.

Собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды вправе использовать отдельные предприятия, учреждения и организации.

Указанным субъектам Закон предоставляет право на формирование собственных экологических фондов за счет:

1. амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям и объектам;

2. поступлений по искам в счет возмещения ущерба предприятию в результате нарушения природоохранных требований другими предприятиями;

3. за несвоевременный ввод в действие и низкое качество природоохранных объектов по вине подрядных организаций;

4. целевых банковских кредитов на природоохранные цели и др.

Экологическое страхование как элемент экономического механизма охраны природной среды – способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, которые создаются страхователями.

Формы экологического страхования: обязательное; добровольное.

16 вопрос. ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.

Впервые в практику хозяйствования предполагется ввести систему платежей за природопользование. В систему платежей за природопользование войдут: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизнодство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природолользования; льготы по налогообложению прибыли.


4792233957550835.html
4792309008062947.html
    PR.RU™