Д.Веласкес. Сдача Бреды

Основную причину победы испанских войск Веласкес видит в организованности, дисциплине профессиональной испанской армии. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.

Неорганизованность и стихийность голландского ополчения передана разнообразием одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Несмотря на значительность момента, регламентированность процедуры передачи ключей, голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Да и другие голландцы держат оружие произвольно.

Напротив, монолитность, дисциплинированность испанской армии, её упорядоченный строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх. Недаром старое название картины — «Копья».

В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. При симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость. Поэтому подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Здесь этот ритм подчёркивает торжественность события: передача ключа, изображённого как раз в центре картины. Склонённые фигуры полководцев в центре напоминают триумфальную арку, символизирующую победу.

Ритм имеет глубокие корни в природе. Ритм, как и золотое сечение, отражает законы мироздания. Вспомните, например, ритм древесных стволов, ритм морских волн, горных вершин, ритм шума морского прибоя, ритм человеческой речи, различный у всех народов. Поэтому золотое сечение и ритм глубоко роднят различные виды искусств.

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое оси композиции?

2. Какой знаковый смысл заключен в вертикалях? В горизонталях? В диагоналях?

3. Что такое ритм? Какие бывают ритмы? Каков знаковый смысл ритма? Как ритм соотносится с золотым сечением?

4. Что такое композиционный центр картины? Как он соотнесен с диагоналями?

5. Расскажите о загадке формата, осевых ритмах и геометрических формах «Афинской школы» Рафаэля. Какой знаковый смысл они несут?

6. Расскажите о композиции картины Веласкеса «Сдача Бреды».


4791598134168710.html
4791671066346469.html
    PR.RU™