Основные индивидуальные свойства мышления как позновательного психического процесса

Свойства мышления:

Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос .

· Соответственно мышление может быть позитивным (Что найти хорошее в случившемся?), может быть негативным (Ну и что здесь плохого?), направленным в прошлое (почему произошло? Почему сделал?), в будущее (как использовать? Зачем сделал?) Мышление формирует понятия (что? Как сопоставимо с …? Чем отличается от? Чем похоже на?)

Мышление необъективно, но логично.

· Да, логика бывает корявой – но она есть всегда, если речь идет о мышлении

Мышление может быть развитым и неразвитым.

· Неразвито оно обычно у детей, которые еще учатся осмысливать происходящее и лентяев, кому лень думать. В этом случае отсутствие мышления оправдывается «нематематическим складом ума», «неумением мыслить логически» (что кстати противоречит самому понятию мыслить) и прочими оправданиями. У взрослых людей – развито и постоянно развивается.

Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.

Основные особенности процесса мышления. Процесс мышления отличают следующие особенности:

Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.



Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

Сложность определения уровня мыслительных способностей объясняется в первую очередь тем, что мыслительная деятельность человека неоднозначна и ее уровень состоит из совокупности многих факторов. Спорной представляется и сама концепция интеллекта: что именно считать интеллектом? Способность в короткие сроки решить большое число сложных задач, либо способность найти нетривиальное решение? Насколько важно, к примеру, развитие дивергентного, "латерального" мышления, и как взаимосвязаны уровень способностей и творческая отдача? Эти вопросы изучаются теорией интеллектуальных различий.

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: "способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации"

2. Педагогическая трактовка: "способность к обучению, обучаемость"

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект, как "способность адаптации средств к цели". С точки зрения структурного подхода интеллект - это совокупность тех или иных способностей.

Рассмотрим подробнее структурную концепцию.

Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 году Джоном Кеттелом. Именно он впервые употребил слово "ТЕСТ" Он измерял время реакции. Чуть позже появился тест Бине, в нем оценивались уровни таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность к вниманию, наблюдению и анализу. Параллельно широкое распространение получила идея стадийного различия - умственный возраст. Надо сказать, что эта методика применима только для детей до 12 лет. Для детей старше 12 лет на первое место выступает уже не возраст, а индивидуальные различия, что подтверждено многими исследованиями (факт стабилизации ЭЭГ, как показатель определенной физиологической зрелости). И вот, в 1911 году, Штерн впервые объединил эти две концепции, предложив термин IQ - буквально: "интеллектуальное частное" - отношение умственного возраста к хронологическому.



18) Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них интеллект – черта сугубо наследственная, человек рождается либо умным, либо глупым. В соответствии со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью реагирования на внешние стимулы.

Однако ученые, разработавшие первые тесты интеллекта, например А. Бине, Т. Симон, рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Д. Векслер – ученый, создавший в 1939 г. первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами». Сегодня большинство психологов сходятся именно на таком определении интеллекта, которое учитывает способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.

Таким образом, в настоящее время достигнуто согласие в вопросе определения интеллекта, однако его компоненты и особенно способы их оценки все еще вызывают споры.

Принято также выделять конкретный и абстрактный интеллект.

Конкретный, или практический, интеллектпомогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти.

Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями. Он относится ко второму уровню интеллекта – уровню когнитивных способностей. По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами. Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т. е. от генетических, врожденных факторов, с одной стороны, и от условий окружающей среды – с другой. Под генетическими факторами подразумевают тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих факторах известно только то, что от них в определенной мере зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако если мы можем с уверенностью сказать, что человеку передаются по наследству какие-то механизмы развития интеллекта или, по крайней мере, зачатки для формирования таких механизмов, то это еще не значит, что индивидуум наследует определенный уровень «чистого» интеллекта, зависящий от его уровней у родителей.

Хромосомные аномалии часто передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки. Они не только приводят к разного рода физическим уродствам, но и часто сопровождаются задержкой умственного развития, которая нередко может быть причинной умственной отсталости.

Нарушения питания плода. Клетки головного мозга развиваются в основном во внутриутробном периоде. Для синтеза ДНК и других компонентов, необходимых для нормальной деятельности мозга, в этот период требуются разнообразные питательные вещества. Данные о роли питания матери в развитии плода пока противоречивы, однако весьма вероятно, что серьезные нарушения питания могут влиять на последующую умственную деятельность ребенка.

19)Диспозициональная теория личности Г. Олпорта

Понятие личности в концепции Г. Олпорта. Теория черт личности. Генерализованные и устойчивые черты, определяющие черты личности. Общие и индивидуальные (морфологические) черты личности. Кардинальные и центральные диспозиции. Вторичные диспозиции. Индивидуальные диспозиции. Стиль личности. Понятие проприума (самости). Развитие самости. Стадия телесной самости, ощущение самоидентичности, чувство самоуважения, расширение самости, образ себя, рациональное управление самим собой, проприотивное стремление. Мотивационная обусловленность поведения и концепция функциональной автономии. Виды функциональной автономии: устойчивая функциональная автономия и собственная функциональная автономия. Процесс становления личности. Методы исследования индивидуальных черт (описание клинического случая, анализ дневников, писем, личных документов). Методы исследования общих черт личности (сравнение черт с помощью тестов). Перспективы исследований.

20) По З. Фрейду целью развития является приручение или преодоление естественной природы человека в соответствии с социально приемлемыми требованиями. В результате прохождения четырех стадий психосексуального развития человек превращается в ориентированного на реальность социализированного взрослого.

Теории К. Хорни и К. Роджерса сходятся в том, что источник активности, побуждающий личность к развитию, находят внутри самой личности.

К. Хорни пишет, что «…если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки. При этом он будет развивать уникальные живые силы своей реальной сущности…» (№13, с.50). Директивное воздействие социального окружения, так же как и стремление личности к бесконечному, Хорни считает основным источником неврозов.

К. Юнгговорит, что когда благодаря процессу индивидуации достигается внутреннее многообразие, дифференцированные системы затем интегрируются посредством трансцендентной функции (Юнг, 1916). Цель трансцендентной функции – раскрытие сущности человека и «реализация – во всех ее аспектах – личности, изначально сокрытой в эмбриональной зародышевой плазме; продуцирование и раскрытие изначально потенциальной целостности» (Юнг 1943).

Юнг также говорил, что чем более мы осознаем себя посредством самопознания и действуем в соответствии с этим, тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное уменьшаются. Таким образом: «в процессе индивидуации возникает сознание, которое не порабощено мелким, излишне чувствительным миром вещных интересов. Расширенное сознание – это уже не тот раздражительный, эгоистический комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, который всегда нуждается в компенсации или исправлении с помощью противоположных тенденций бессознательного, это функция отношений с миром объективности, выводящая индивидуума в абсолютное, связующее и неразрывное общение с широким миром» (№15,с.56).

«Индивидуация означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия» (К.Г. Юнг, 1928).

21)Теории личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая теория личности А. Маслоу. События жизни А. Маслоу, имеющие важное значение для становления его взглядов относительно проблем психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Человек как единое целое. Методология исследования. Творческий потенциал личности. Психическое здоровье личности. Мотивация: иерархия потребностей. Физиологические потребности. Потребности безопасности. Потребности принадлежности и любви. Потребности самоуважения. Потребности самоактуализации. Критерии самоактуализации. Исследование самоактуализации. Характеристика самоактуализирующихся людей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Критические замечания. Возможности эмпирического изучения самоактуализации и основных потребностей личности.

Теория личности К. Роджерса. История жизни К. Роджерса. Взгляд К. Роджерса на природу человека. Индирективный метод психотерапии. Индирективное поведение личности. Самооценка и восприятие. Субъективный опыт личности. Я-концепция личности. Идеальная и истинная самость. Развитие Я-концепции личности. Безусловное позитивное внимание. Психотерапия, центрированная на клиенте. Обучение, центрированное на учащемся. Вклад К. Роджерса в развитие психологического знания и в теорию и практику обучения. Критические замечания. Возможности эмпирических исследований в рамках подхода К. Роджерса.

Гуманистическая психология - это направление в западной психологии, признающее личность как целостную уникальную систему, "открытую возможность" самоактуализации. Одной из целей гуманистической психологии является восстановление аутентичности личности, т.е. соответствия ее бытия-в-мире ее внутренней природе. Средством такого восстановления считается самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Гуманистическая психология сформировалась как течение в 60-х годах 20 века, и противопоставляет себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму.
В возникшее течение оказались вовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов того времени: Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу, К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи.
Основные положения гуманистической психологии, которых придерживается каждый гуманистический психолог:
человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
человек - это активное, интенциональное, творческое существо.
Гуманистическая мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории личности, повлияла на организацию управления и образования, систему консультирования. Гуманистические психологи расширили предметную сферу психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступка.


4790537552830110.html
4790578964774325.html
    PR.RU™