Совершенная конкуренция и эффективность. По мнению зарубежных исследователей, чисто конкурентная экономика сопровождается наиболее эффективным использованием редких ресур­сов

По мнению зарубежных исследователей, чисто конкурентная экономика сопровождается наиболее эффективным использованием редких ресур­сов. Используемые здесь свободные цены позволяют, таким образом, распределить ограниченное число ресурсов, что приводит к максимиза­ции удовлетворения человеческих потребностей. Это достигается за счет того, что, с одной стороны, ресурсы распределяются так, чтобы с их по­мощью создавать ассортимент продукции, который наиболее необходим обществу. С другой стороны, производство продукции обеспечивается наименее дорогостоящим способом за счет применения новейшей тех­нологии. Или, иначе говоря, производство ведется таким образом, чтобы на изготовление продукции затрачивался минимум ресурсов. Но подоб­ный подход для рынка явно недостаточен. Нужна не только совершенная технология, очень важно, чтобы производилась та продукция, которая в данный момент нужна обществу. Денежная оценка такого товара и есть та общественная мера, тот критерий, к-ый характеризует относительную предельную ценность этого продукта. Может возникнуть вопрос о том, до какой степени в условиях совершенной конкуренции фирмы будут развивать производство? Предприниматели бу­дут производить продукт до тех пор, пока цена на товары и предельные из­держки не уравняются. Это как раз и будет означать, что ресурсы в условиях совершенной конкуренции распределяются эффективно. Таким образом, следует отметить, что высокоэффективное распределение ресурсов, которому благоприятствует экономика состояния совершенной конкуренции, происходит потому, что предприятие и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. В чисто конкурентной экономике предприниматели в интересах получения прибыли стремятся к такому распределению ресурсов, которое максимизи­рует удовлетворение запросов потребителей. Равенство в долгосрочном пе­риоде цены и минимума средних издержек показывает, что фирмы заинте­ресованы использовать самые совершенные технологии и с учетом своих из­держек производства назначать самую низкую цену на производимую про­дукцию. Равенство цены и предельных издержек производства свидетельст­вуют о том, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребитель­скими вкусами. Только в условиях конкурентного равновесия достигается максимальные совокупный выигрыш и эффективность.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;



– способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.


Основные черты чистой монополии. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочных периодах.

Ситуация чистой монополии возникает в случае, если одна из фирм высту­пает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Чистая моно­полия диктует на рынке цену, ибо она является основным поставщиком это­го вида продукции. Черты чистой монополии: 1. наличие одной фирмы; 2. уникальный характер продукции; 3. закрытость отрасли благодаря существованию высоких входных барьеров; 4. совершенная информированность; 5. абсолютная гибкость цен; 6. абсолютная мобильность ресурсов. Чистая монополия – такая монополия, которая в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем сво­им покупателям.

Монополист сам определяет цену, исходя из цен спроса. Общий доход монополиста определяется TR= P*Q. Монополист может изменять не только объем, но и цену. Он свободен только в выборе одного параметра, определяющего доход: либо цены, либо объема, но никак не того и другого вместе. Общий доход монополиста может расти и падать, а поведение монополиста зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе ему выгодны снижение цены и рост выпуска, при неэластичном – повышение цены и сокращение выпуска. Средний доход монополиста (AR=TR/Q=P) не является постоянным, он уменьшается при наращивании выпуска, т.к. цена при этом падает. Предельный доход MR=∆TR/∆Q≠P. Монополист вынужден снижать цену на все единицы продукции. Каждая дополнительно проданная единица продукции приносит доход, к-ый меньше среднего дохода и цены, т.е. при любом объеме реализации MR

Сравнивая общий доход TC и общие издержки TC, монополист будет наращивать выпуск до тех пор, пока разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной. Равновесный выпуск монополиста достигается при отсутствии прироста прибыли, т.е. MR=MC < P. В краткосрочном периоде монополист может и получать чистую эконом. прибыль, и терпеть убытки (в зав-ти от условий спроса и затрат). Монополисту следует продолжать производство, если цена будет больше или равна средним переменным издержкам P≥AVC (и она будет минимизировать убытки). Нужно остановить производство, если цена будет меньше средних переменных издержек.

На графике кривая АТС отражает долгосрочные средние из­держки, а кривая MR – долгосрочные предельные издержки. В таком случае долгосрочное равновесие будет достигаться при объеме производства, когда долгосрочный предельный доход будет соответствовать долгосрочным предельным издержкам (LMR=LMC). Но при этом фирма должна осуществлять производство без­убыточно, а цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, находиться ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль. В отличие от краткосрочного равновесия, долгосрочное должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных сово­купных издержек, ибо спрос в долгосрочном периоде более эластичен, чем в краткосрочном. Это позволяет фирме либо взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего получение мак­симальной краткосрочной прибыли, либо снижать их и полу­чать умеренную прибыль, препятствуя доступу в отрасль конку­рентов.


4789450448152817.html
4789515373079484.html
    PR.RU™